?

Log in

No account? Create an account
 
 
19 Апрель 2010 @ 23:19
Маркетинг - наука или искусство?  
Вот почему вокруг маркетинг так много этих разговор? Искусство это, или наука? Пожалуй маркетинг в этом плане является если не самой, то как минимум одной из самых "неопределенных" сфер деятельности. А всё почему? Откровенно говоря, мне кажется что это обусловлено исключительно ролью маркетинга в экономическом сообществе. Попытками навести туману и укутать завесой тайн...

Очень много сторонников того, что маркетинг - это искусства. Главным аргументом против статуса науки является значительная составляющая творческой части... Кроме того - далеко не все задачи могут иметь однозначное решение, как и "просто вычислить" правильное решение зачастую невозможно... Но как это противоречит науке?

Возьмём хотя бы ту же математику - самую "сухую", точную науку, в которой, казалось бы, не место творчеству. Однако так может утверждать только тот, кто ниразу не заглядывал дальше школьной или институтской программы... И в математике существует очень много задач, которые невозможно решить "по-тупому", подстановкой формул и т.п. Для доказательства или опровержения множества гипотез необходимо вовсю включать воображение. Еслиб был достаточен "метод простого перебора", то с открытием вычислительной техники все задачи математики были бы решены. И, хотя появление ЭВМ решило огромное количество задач, всё-таки большая масса вопросов в математике остаётся открытой  И без своего рода творческого подхода решить их попросту невозможно.

А физика? Тоже та ещё наука! Однако как можно было бы открыть теорию относительности, не включая воображения? Или кто-то осмелиться утверждать, что любой человек, зная все данные, что знал Эйнштейн перед открытием, смог открыть тоже самое? А с Ньютоном как? А с Архимедом? Все эти люди были весьма и весьма творческими людьми.

Что уж тут тогда говорить о таких размытых областях как философия? Или о таких тесно связанных с таким неоднозначным явлением как человека - о психологии, социологии, культурологии? И ведь все это - тоже науки. И мало у кого поворачивается язык назвать это "искусством" в ключе противопоставления науки и искусства. И чем же от них всех отличается в этом смысле маркетинг?

Нет, разговоры о том, что маркетинг нельзя назвать наукой, поскольку у него нет чётко определенного "предмета", как нет и даже общепринятого определения - это всё да, но это не то. Я исключительно о противопоставлении "наука - искусство", и при всём уважении к творческой составляющей - не могу понять, как маркетинг можно считать "искусством, а не наукой".
 
 
 
Elenaaglasis on Апрель, 20, 2010 06:36 (UTC)
Именно поэтому я не люблю маркетинг.) Кстати, математику ты зря сюда привел. Даже если не существует единого универсального способа решить класс задач, тем не менее, существуют методы и алгоритмы, которые гарантированно приведут к какому-то промежуточному результату. Например, какое бы ты число не делил на 2, ты всегда получишь два равных числа, каждое из которых будет ровно половиной начального. А в маркетинге не так - разделив на 2 еще не известно что получишь. )) Ну или, чтобы получить два равных числа, каждое из которых есть ровно половина изначального, нужно для каждой ситуации подбирать свое число, и далеко не всегда это будет 2.)
Видимо, маркетологи падать с пальмы и писать об этом книги будут еще долго..

Метод простого перебора достаточен. Он долгий :( Но вопрос что легче: решить или проверить - до сих пор остается открытым.)
Соколов Игорьrakudajin on Апрель, 20, 2010 07:44 (UTC)
Про математику - я про наиболее "высшие сферы" :о) Там, зачастую, даже если перебрать все известные алгоритмы - никакого толку не будет :о)

Но то что в рядовых проблемах всегда можно получить точный результат - да. Но тут уже как раз лучше сравнивать с "человеческими науками", ибо всё что с человеком связано - зачастую не приводит к однозначным результатам) Однако это всё равно именно науки.

"Метод простого перебора достаточен. Он долгий :( Но вопрос что легче: решить или проверить - до сих пор остается открытым.)" Не для всего. Готов спорить.
Elenaaglasis on Апрель, 20, 2010 07:58 (UTC)
Не для всего долгий или не для всего достаточен? Или может быть, проблема нп-полноты открыта не для всего?

Приведи мне пример высшей сферы математики с недостаточностью алгоритмов и методов )
Соколов Игорьrakudajin on Апрель, 20, 2010 08:09 (UTC)
Всять хотя бы списки открытых вопросов математики) Почему их не решили перебором? Всё-таки с учетом развития информационных технологий - проблемы создания алгоритма, который по очереди будет примерять все решения - нет. Так почему же?
Elenaaglasis on Апрель, 20, 2010 08:44 (UTC)
Ага. То есть маркетинг с его отсутствием алгоритмов и методов ты приравниваешь к проблемам Гильберта? Ну-ну.)
Соколов Игорьrakudajin on Апрель, 20, 2010 08:58 (UTC)
Нет, конешн в математике это только "наверху". Но я это к тому, что и в математике без творчества никуда.
Elenaaglasis on Апрель, 20, 2010 09:21 (UTC)
Ладно, пусть будет "творчество" )
Соколов Игорьrakudajin on Апрель, 20, 2010 13:05 (UTC)
Т.е. ты считаешь, что в решения проблем Гильберта Творчество, в определённом смысле, не нужно, да?)
Elenaaglasis on Апрель, 20, 2010 13:10 (UTC)
Ключевой момент - в определенном смысле )))
Соколов Игорьrakudajin on Апрель, 20, 2010 13:20 (UTC)
Безусловно. Я не говорю, что математика - искусство. Я говорю, что и в математике есть элемент искусства.

А ты тут почему-то пытаешься спорить с утверждениями, которые сама придумала) Ога)
Elenaaglasis on Апрель, 20, 2010 13:58 (UTC)
Нет
Соколов Игорьrakudajin on Апрель, 20, 2010 14:08 (UTC)
а что тогда?) С чем ты не согласна, к чему ты придираешься и т.п.?)
Кирилл Пестеревkirillpesterev on Апрель, 20, 2010 07:13 (UTC)
Re: Маркетинг - наука или искусство?
Наверное, каждый ученый видит в своей науке искусство, а артист в искусстве - науку. Это как шахматы - и спорт, и наука, и искусство :) Думаю, с маркетингом подобная ситуация.
Соколов Игорьrakudajin on Апрель, 20, 2010 07:39 (UTC)
Re: Маркетинг - наука или искусство?
Тоже верно)
Elenaaglasis on Апрель, 20, 2010 08:10 (UTC)
Если исходить из понятия исскуства как ремесла/мастерства, то маркетинг - искусство в том, что это есть умение подобрать оптимальный инструментарий к каждой конкретной задаче из раза в раз. Другое дело, что опирается оно (мастерство) на науку - ценообразование, исследования, моделирование, анализ и проч.
Соколов Игорьrakudajin on Апрель, 20, 2010 09:06 (UTC)
В плане ремесла - согласен, да.

Но занимаясь математикой не в рамках научной организации, а на рядовом предприятии - занимаясь моделированием, расчётами и т.п. - это тоже носит статус ремесла :о)
Михаил Рюминmichael_ryumin on Апрель, 22, 2010 09:58 (UTC)
Маркетинг - это не наука и не искусство, а вид практики. Как написал в "БГ" Ваш бывший коллега Новиков "Маркетингу нельзя учиться - им можно только заниматься" :) Абсолютно верно :) Маркетинг правильнее всего преподавать в ПТУ - в профессионально-технических училищах, где формируют навыки в определенной сфере деятельности, которые надо потом тупо воспроизводить - это-то и требуется в 90% случаев от маркетолога.
Соколов Игорьrakudajin on Апрель, 22, 2010 15:08 (UTC)
Ну, это про рабочие требования. В плане работы - в любой работе нужны в первую очередь навыки. И в программировании, и в медицине, и в языковых сферах, и даже в дизайне - в первую очередь навыки, а уж потом - остальное. Что, всё теперь в ПТУ преподавать, что ли?)

Так что я с вами не согласен :о)