?

Log in

No account? Create an account
 
 
16 Декабрь 2010 @ 00:38
Стадо  
Очень любопытная книга, оказавшаяся вовсе не чем, что можно было от неё ожидать. Причём как в хорошем, так и плохом смысле. Просто не тем :о)

Условно книгу можно разделить на 2 части:
- Часть 1. Попытки доказать, что человек - существо стадное. При чем не просто стадное, а сверхсоциальное. Сверхсоциальная обезьяна, и все действия человека нацелено исключительно на взаимодействие с другими людьми.
- Часть 2. Попытки применить это в маркетинге. Автор пытается смело смести "все существующие представления о маркетинге" и установить свои...

И вот если первая часть ему с горем-пополам удалась, то вторая звучит откровенно неубедительно. Но обо всём по порядку.

И так, что мне понравилось в книге? А в книге мне как раз понравилось очень много того, что автор преподносит как не основное.. Другими словами, автор провёл замечательное исследование, по сути - работа пестрит обилием всевозможных преинтереснейших научных фактов, открытий и прочего. Здесь и данные из теории игр (дилемма заключенного, ога), и философия, и исследования мозга, и исследования поведения масс в криминалистике.. Да и в подтверждение массовости поведения автор приводит алгоритм, по которому мужчины в общественных туалетах выбирают писуары! :о) Так же присутствует масса интересных и оригинальных кейсов из бизнеса... Вопщем много замечательной и интересной информации собрано в одном месте, и за одно это - очень советую почитать любознательным людям (правда любознательный читатель, возможно, и так всё это уже знает :о))

Что не понравилось? А вот неубедительно. Всё, что он приводит в доказательство - интересно, занимательно, и выглядит логичным (=  заслуживает доли доверия).. Но то, как он пытается привязать их к своей главное идеи, о том что индивидуальность миф, и что люди - не более чем стадо, и глупо этому противиться. Ибо часть кейсов - основана на ярких личностях (которые по его же словам - зажигают веру в массах)... Но наличие этих людей - лишь говорит о том, что всё-таки эти массы зажигают индивидуумы? Или, например, о том, что по данным полиции - порядка 10% людей - убеждённые добропорядочные люди, 10% - убеждённые нарушители, а 80% - "флюгеры", поведение которых зависит от окружающей обстановки... Но эти 20% - это же много, учитывая что автор, по сути, утверждает, что все действуют исключительно из окружения...

Или, например - другого рода нарушение причинно следственных связей в работе. Автор всю книгу утверждает, что исследования - будь то фокус-группы, или опросы - бесполезны, ибо человек не рефлексует. Что ж, доля правды в этом есть (и исследователи, безусловно, ищут обходные пути)... Но при это автор большую часть своих утверждений основывает именно на результатах исследований, в том числе - опросов и своего рода фокус-групп :о))

Особенно это хорошо смотрится на довольно крикливой манере изложения :о) Не хочу углублять в подробности, но по прочтении книги - радуешься новым открытиям, делаешь для себя массу новых умозаключений (в том числе и в сторону стадной теории, но несколько в другом ключе)... Но испытываешь что-то между недоверием и насмешкой к основной идее автора..

В итоге, за собранный материал - можно ставить автору 10/10. Да хоть 11/10! Но вот за её анализ и сделанные выводы, по уровню их убедительности и связи с источниками - боюсь лишь 4/10, или около того.. Но в целом ставлю книге 8/10, ибо количество интересной информации в книге вполне заслуживает её прочтения :о)