Соколов Игорь (rakudajin) wrote,
Соколов Игорь
rakudajin

Category:

"О дивный новый мир", или почему мне не нравится идеология Випассаны

Чтобы картина была полной - лучше сначала прочитать предыдущие посты про Випассану:
http://rakudajin.livejournal.com/340224.html
http://rakudajin.livejournal.com/341105.html
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

А здесь я выскажусь об идеологии и моем "протесте" против того, чему учили на Випассане. Будет очень много противопоставлений, на которых строилось учение, но я буду вставлять свои "пять копеек". Начнем-с :)

А начнем с разбора их учения. Жирным - то, чему учат. Курсивом - моя реакция на это :)

1) Все эмоции имеют физическое отражение в теле. В частности, негативные эмоции - наносят вред нам самим, разрушая нас изнутри.
- Ок, это даже научно доказано. А на Випассане - да, ты реально чувствуешь, что тебе плохо, когда ты злишься.

2) Все сильные эмоции заканчиваются страданиями. Если мы чего-то сильно хотим, но не получаем - мы страдаем. Если мы чего-то избегаем, а оно происходит - мы страдаем. Если мы к чему-то привязываемся, но лишаемся этого - мы страдаем.
3) Кажется, что источник наших страданий - окружающий мир. Мы страдаем от того, что всё в мире происходит не так, как мы хотим. Все страдания происходят от того и только от того, что окружающий мир не соответствует нашим желаниям и ожиданиям.
4) Однако, внешний мир нам не подвластен. Никто, ничего и никогда не будет на 100% соответствовать вашим ожиданиям. Человек просто не способен контролировать всё. Да что уж там - большинство из нас не способны контролировать даже себя.

- Тут сказать нечего, всё очень логично. Мне эта мысль и идея очень понравилась ещё в июле, когда я подписался на ю-туб канал одного Гуру.

5) Но все страдания - не из окружающего мира. Все страдания - в нас самих. Боль - не страдание. Страдание - это наша реакция на боль. Любые поступки людей, любые происшествия и события в мире - не приносят страдание. Страдание - это наша реакция на это вот всё.
- Это не так очевидно, но после Випассаны с этим трудно не согласиться. Хотя бы тот же пример про боль - очень явно на своей шкуре чувствуешь там.

6) Хорошая новость: в отличие от окружающей среды, которую мы не можем контролировать - мы можем контролировать себя. Мы можем сами решать, на что стоит реагировать, а на что нет. И этому контролю мы и учимся на випассане.
- Ух-ты! Давай, клёво.

7) Ключом к контролю является Аничча. Все временно. Любые эмоции - и хорошие и плохие - временны. Любые ощущения - временны. Любые явления в окружающем мире - временны. Все вещи - временны. Все люди - временны. Всё появляется и исчезает. Таков один из основных законов природы.
8) Если ты к чему-то привязываешься - ты обречен испытать боль. Потому что рано или поздно - оно исчезнет, и ты испытаешь боль утраты. Это касается и желаний, и избеганий. Всё изменяется, ничего не остается прежним, и ничего не подвластно нашему контролю.
- Тоже логично всё. И что?

9) Поэтому нет смысла к чему-то привязываться: оно всё равно пройдёт. Нет смысла чего-то хотеть: оно всё равно будет временным, да и наше желание - временно. Не стоит чего-то избегать - он всё равно пройдёт, оно временно. Не стоит чего-то бояться: оно всё равно может появиться, но даже если появится - всё равно пройдёт. Просто принимай действительной такой, какая есть - прямо сейчас. Наблюдай, равнодушно и беспристрастно. И не реагируй.
- Стоп! А вот тут у меня произошла полностью обратная реакция. Если всё временно, если всё появляется исчезает - какого хрена я должен стараться наблюдать, не реагируя, равнодушно?! Наоборот же!!! Если просто сидеть и наблюдать - так вся жизнь и пройдёт перед глазами. Без твоего участия. А зачем ты тогда вообще живёшь?

10) Поэтому вот сиди тут, медитируй, и ты получишь мир, гармонию и счастье. Ты не будешь ничего хотеть, не будешь ни к чему привязан, не будешь ничего бояться. Не будешь никогда страдать. И будешь всех любить и нести всем счастье.
- НЕЕЕЕТ! Хватит :) Уж лучше я буду хотеть и страдать от того, что не получил! Привязываться, и испытывать боль утраты! Бояться, и радоваться, что это прошло или закончилось! Чем стану безэмоциональным овощем.

THE END.

А теперь, рассмотрим пару кейсов, которые они сами и предлагают :)
Будем сравнивать "обычного человека", "просветленного" - на основе учений будды, и "здорового человека" - на основе того, что я считаю правильным :D



Кейс 1.
Сильный обижает слабого.
Реакция обычного человека: Сострадание к пострадавшему, агрессия/злость к агрессору.
Реакция просветленного: Сострадание к пострадавшему, и ещё больше сострадание к агрессору - ведь он не ведает что творит, он же делает хуже самому себе, он же разрушает себя.

И тот и другой - вмешаются. Но первый будет спасать пострадавшего, а второй - ещё и агрессора (даже в большей степени).

Реакция здорового человека: Сострадание в пострадавшему. К агрессору: сначала злость/агрессия, но потом - прощение и сочувствие. Но (!) это, блин, нормально, правильно, здорово - испытать эту агрессию. Мы так устроены! Это человечно! Уметь остановиться и простить - очень круто и полезно. Но сразу простить, даже не разозлившись - это не по-человечески. Так не правильно :(

Кейс 2.
Кто-то убил твоего близкого человека.
Реакция обычного человека: Боль от утраты близкого человека. Ненависть и желание отомстить - к убийце.
Реакция просветленного: Никакой боли утраты (а зачем?). К убийце - сострадание, ведь он не ведает что творит, он же делает хуже самому себе, он же разрушает себя.

Реакция здорового человека: Боль от утраты. Но - нужно уметь успокоиться и отпустить. Но не испытать боль утраты - это неправильно, это не по-человечески. Это значит, что этот человек никогда не был близок тебе.
К убийце - ненависть или агрессия. Первичное желание - отомстить. Но нужно уметь успокоиться, и простить его. И, возможно, действительно пожалеть. Но не испытать негатива к этому человеку - это, блин, не здорово, неправильно, не по-человечески!

Всё это можно отобразить на оси, где с одной стороны - неконтролируемая эмоциональная реакция, которая деструктивна и может натворить много бед (реакция обычного человека). А с другой стороны - отсутствие эмоциональной реакции в принципе (реакция просветленного). И то и другое - неправильно и нездорово. Правильно - что-то посередине. Испытать, но отпустить. Но, блин, испытать!




Випассана, по сути, на меня произвела обратный эффект, чем должна производить. Она учит тому, что надо быть менее эмоциональным. А я стал более эмоциональным :) И вот почему.

По моим наблюдениям, большинство людей в целом, и большинство пришедших на випассану в частности - это люди, которые как раз не умеют совладать со своими эмоции. Люди, у которых много хотелок, много страхов, много привязанностей. И от неумения хоть как-то это контролировать - эти люди страдают, очень много страдают. И вот им дают крутой навык: "пронаблюдать эмоцию, не реагируя". И учат, что в идеале - вообще не испытать эту эмоцию.
И вот многие из них - видят эту концепцию как "недостижимый идеал". Красивая идея, к которой стоит стремиться, чтобы избавить страданий. Они не верят, что можно прийти в безэмоциональное состояние. Но они видят, что при движении по этому пути - их жизнь улучшается. И они становятся сторонниками этой идеи.

А я был, в каком-то смысле, немного уникальным для Випассаны гостем. Я был, хоть и в кривой форме, но как раз близок к другому концу оси. Я не умел наблюдать эмоций в этом замечательном смысле... Но я был мастером по "забиванию" в себе эмоций. Настолько мастером, что я научился забивать в себе эмоции ещё до того, как они давали о себе знать. И у меня, вот честно, сколько себя помню - никогда не было сильных привязанностей, я никогда не испытывал глубокую боль утраты, я почти никогда не позволял себе что-то хотеть так, чтобы я страдал при невозможности это получить. И причиной этому послужило то, что я как раз "логически" пришел к тому, что это не рационально, глупо. Да, я делал это плохим методом (забиванием, а не наблюдением), но я был явно по другую сторону баррикад. И именно это было основной темой моей работы с моим психологом :) А випассана - стала финальным и очень мощным звеном.


Причиной моего такого поведения было то, что я "боялся" своих эмоций: почти всегда, когда я им давал волю - они меня захватывали и я полностью терял контроль над собой. И хорошо это никогда не заканчивалось :) Вот я и забивал свои эмоции. И хоть большинство людей меня знает как неэмоционального человека - я, напротив, ооочень эмоционален, просто единицы это видели...

И вот я сижу, близко к "безэмоциональному идеалу", и меня тянут в ту сторону... И произошел "эффект маятника". И я испугался :) Куда вы меня тяните!!!
Для меня это не "недостижимый идеал". Я более чем верю, что можно прийти к состоянию, чтобы вообще не испытывать эмоции... Но я не хочу прийти к этому состоянию. Это же страшно! Это же ужасно! Это же лишение индивидуальности! Ты же человек, а не цветочек в поле, который ничего испытывает!

Фаната випассаны и буддисты говорят, что "Ты так думаешь, потому что не прочувствовал всё до конца. Вот помедитируй ещё, и тебе откроется, что это здорово!". А что, если я не хочу, чтобы мне открылось, что это здорово? Что, если я хочу, чтобы у меня этот идеал вызывал страх и отторжение? :) В том и разница.

Випассана подарила бесценный навык: уметь останавливать эмоцию, не забивая её. Это очень полезно, это очень круто, это очень здорово во всех смыслах. Но из этого вовсе не следует, что идеал - остановить эмоцию сразу, на корню!

Жизнь эмоционального человека выглядит так:


Довольно очевидно, что за белой полосой всегда следует черная. Невозможно всегда быть на мега-позитивных эмоциях. И, конечно, любая удача, любое положительно событие рано или поздно заканчивается, и даже сам факт того, что оно закончилось - вызывает немножко грусти/боли/печали.

То, к чему по их словам нужно стремиться - так:

Untitled-2 — копия.png
Не радости - нет боли. Нет страсти - нет облома. Нет привязанностей - нет утрат. Хотите? Я - нет.

Випассана тебе даёт в руки инструмент, с помощью которого ты можешь устанавливать границу для этих колебаний. Славно! Но это вовсе не значит, что идеал - поставить эту планку у нуля. Ставьте там, где вам нравится! Но такой подход они считают неправильным. Если так относиться к технике, то "ты ничего не понял". Ок, я ничего не понял - мне не жалко :) Зато теперь у меня есть клёвый и полезный инструмент :)


Эпилог.
Плохо - давать эмоциям поглотить тебя. Но не испытывать эмоции - не лучше. А вот испытывать, но уметь останавливаться - бесценно.


Я люблю людей. Но я не хочу любить людей "как овощ" - не злиться, не желать, не привязываться. Я хочу любить людей по-человечески. И я не желаю людям такого "счастья", когда у тебя нет ни страстей ни страданий.
Я не считаю, что человек не должен страдать. Я считаю, что человек должен уметь прекратить своё страдание, когда оно "ту мач". Я люблю "взлёты и падения", я не люблю монотонную жизнь. Падать - нормально. Не нормально - не вставать. Взлетать - нормально. Не нормально - взлетать так высоко, что при падении уже не встать, не осознавая этого. Где эта грань - каждый сам ставит планку :)

Жизнь - одна. А эмоции и ощущения - единственное, что нам позволяет "жить" эту жизнь. Аничча - всё временно. Но почему "всё временно" должно означать "всё не важно, всё тлен"? Напротив - всё временно, и жизнь тоже! Значит надо жить, и ценить это. И искренне чувствовать каждый момент. Когда хорошо - радоваться. Когда плохо - страдать. А когда знаешь, что это уже не "ослепит тебя" - радоваться и страдать - приятно, как никогда ;)

Я не хочу жить в мире, где никто не страдает. Я хочу жить в мире, где люди выбираются из своих страданий, а не сходят с ума или умирают от страданий. Мне не нужен "Дивный Новый Мир" (с).

P.S.: Конечно же, это всё моё личное ИМХО, которое не претендует на истину и объективность. Как-будто бывает иначе :)))
Tags: Буддизм, Желания, Любовь, Мысли, Философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments