Соколов Игорь (rakudajin) wrote,
Соколов Игорь
rakudajin

Японский "Американский футбол" в менеджменте.

И. Нонака и Х. Такеучи - авторы новой для меня (но старой вообще) книги "Компания - создатель знания".

В книге японские авторы рассказывают о знании как таковом и о методах и условиях его создания в условиях корпорации. В предисловии, они говорят что их книга - попытка объяснить успех японских компаний на фоне западных (1995 год). Если отбросить некоторые недостатки, не относящиеся к сути вопроса - книга просто шикарная.

Узнал я из этой книги из книги Игоря Манна "Маркетинговая Машина" - там один из опрашиваемых директоров по маркетингу упомянул её. Однако достать её оказалось сложнее - я не нашел её ни в одном магазине в Москве, даже в интернете. Мне удалось её заказать лишь в Самарском интернет-магазине "Чакона", но и там она оказалась последней, посему не гарантирую, что если вас заинтересует - вы сможете её найти. Хотя, кто ищет - то всегда найдёт, как говорится :о)

Теперь ближе к книге. Книга рассматривает такое непростое понятие как "знание". Авторы приводят достаточно занимательную информацию о существующих на Западе философских понятиях о знании, о существующих концепциях и теориях в менеджменте и экономике на эту тему, а после - выдвигают свою. Книгу можно считать скорее научной, чем прикладной, однако авторы приводят достаточно красочные и подробные примеры японских компаний. По мнению И. Нонака и Х. Такеучи - с наступлением информационного века, знание становится самым важным ресурсом компании в достижении конкурентного преимущества. И именно правильное управление созданием знания является ключом к успеху.

Именно создание знание, а не управление знанием или её обработка. И именно в этом видят особенность своей книги два японца. По их мнению - остальные научные концепции и труды рассказывали лишь о процессе обработки информации и передаче знания. Авторы утверждают, что знание может создаваться лишь на индивидуальном уровне. и задача компании - создавать соответствующие условия для создания знания у индивидуумов и обеспечить трансформацию этого знания в корпоративное знание.

Книга может быть интересна:
- Менеджерам, особенно в сфере инноваций;
- Новаторам, которым хоть сколько-нибудь интересна сфера менеджмента в процессе создания инноваций;
- Философам, ну или псевдо-философам;
- Предпринимателям, директорам и руководителям, особенно в крупных компаниях;
- Тем, кто интересуется знанием;
- Тем, кто интересуется японским менеджментом.

Далее по главам:

Глава 1. Введение в проблему создания знания организацией.
Здесь авторы описывают проблему - необходимость создание знания, а так же проблему отсутствия трудов по этой теме. В конце главы - краткое содержание и рекомендации по прочтению книги.

Глава 2. Знание и менеджмент.
Авторы рекомендуют опустить эту главу, если вас не интересуют философские вопросы, касаемо знания, однако мне эта глава показалась весьма интересной. Нонака и Такеучи в этой главе рассказывают о картезианском дуализме - противопоставлении рационального эмпирическому, разума чувствам и т.п. в западной философии, на примерах Платона, Аристотеля, Декарта, Локка, Канта, Гегеля, Маркса и даже более современных философов - Сартра, Гуссерля и других. Авторы считают, что большой проблемой Запада является картезианский дуализм, вечное противопоставления разума и чувства, и т.п..

В противовес этому они раскрывают японскую философию, которая хоть и гораздо "беднее", с точки зрения записанных рассуждений, несёт не меньше мудрости. Здесь же они главным образом говорят об отсутствии в японской философии таких делений, каким является картезианский дуализм, приводя в пример три главных постулата японской философии, и детально описывают их:
- Единство человека и природы;
- Единство тела и сознания;
- Единство человека и его окружения.

Далее в этой главе рассказывается об отношении к знанию в экономически, управленческих и организационных теориях, упоминая таких авторов как Маршалл, Хайек, Пенроуз, Барнард, Саймон и многие другие. Они рассказывают, что большинство моделей по-прежнему придерживались картезианского дуализма, а несколько попыток объединить его затрагивали тему создания знания лишь вскользь.

Глава 3. Теория создания организационного знания.
Любителей практики, жаждущих "голой модели" авторы просили пройти к следующей главе. Здесь же авторы раскрыли суть своей теории, своей модели.

Знание бывает двух видов: формализованное и неформализованное. Первое - явное знание, которое можно легко передать формальным языком. Неформализованное знание - неявное, скрытое знание, которое практически невозможно полностью описать. Как пример неформализованного знания - умение пекаря правильно замешивать тесто. В книге утверждается, что подобное знание невозможно передать в формальной форме (к примеру - в форме слов), но можно только "научить". По мнению авторов, знание зарождается только в неформализованной форме, и цель организации - извлечь это знание.

Так же существует четыре способа трансформации знания:
- Социализация (из неформализованного в неформализованное);
- Экстернализация (из неформализованного в формализованное);
- Комбинация (из формализованного в формализованное);
- Интернализация (из формализованного в неформализованное).
И модель авторов заключается с тем, чтобы знание всё время проходило по данному кругу, тем самым выходя каждый раз на новый уровень. Далее приводятся условия для создания знания, а так же пятифазная модель создания знания.

Глава 4. Создание знания в реальных условиях.
На примере компании Matsusita и их хлебопечки, книга наглядно демонстрирует прохождение знания через все этапы и все уровни. Весьма занимательная и наглядная модель.

Глава 5. Создание знания в условиях модели управления "из центра-вверх-вниз".
Здесь авторы выдвигают новую модель - модель управления, противопоставленную популярным моделям "снизу-вверх" и "сверху-вниз". Примером модели "сверху вниз" они представляют GE с их Джеком Уэлчем, где компания держится на руководителе. Примером "снизу-вверх" - 3M, где руководство практически не имеет власти на индивидуальными изобретателями компании. Обе системы в обеих компаниях весьма красочно расписаны.

В противовес этому, Нонака и Такеучи предлагают модель "из-центра-вверх-вниз". Звучит правда коряво, но модель интересная. В данной модели главными источниками знания становятся менеджеры среднего звена, которых так активно недолюбливают на западе. По их мнению, именно они способны создавать знание, и перемещать знание от руководителей к рабочим (из формализованного в неформализованное) и обратно от рабочих к руководителям (из неформализованного в формализованное). Примером подобной компании они считаю Canon, приводя устройство данной компании.

Глава 6. Новая организационная структура.
Новая модель организационной структуры - "Гипертекст-организация". В противовес распространенном концепциям бюрократии и рабочих групп, авторы предлогают свой вариант - организацию, построенную по принципу "гипертекста" (и это во времена, когда интернет только зарождался). Звучит, возможно, смешно, но система и вправду интересная и серьёзно научно обоснованная. В ней сочетаются бюрократии и рабочие группы, а кним добавляется база знания. И по мнению авторов - эти три уровня должны работать по образу и подобию гипертекста в интернете. Примерами "гипер-текст" организации являются Kao и Sharp.

Глава 7. Создание организационного знания в условиях глобализации.
Здесь авторы пытаются перенести свою теорию за пределы Японии и японских организаций, приводя в пример Nissan Primera - первый глобальный автомобиль компании Nissan, и "REGA" - экскаватор компании Shin Caterpillar Mitsubishi, созданный совместно двумя компаниями. Помимо двух кейсов в данной главе, авторы предлагают новую концепцию организации работы отделов по созданию новых продуктов. В противовес концепциям "эстафеты" (популярной на Западе) и "регби" (разработанной И. Нонака 9 годами ранее) - авторы выдвигают новую концепцию - "амеркианский футбол".

Глава 8. Практические и теоретические выводы.
В данной главе авторы делятся выводами, которые на 90% состоят из пересказа всей книги.

В итоге - я не уверен могу ли назвать эту книгу шикарной, очень интересной или очень нужной.. Но я больше не встречал ни одной книги на подобную тему и на подобном уровне. С научной точки зрения - я смело ставлю книге все 10 баллов из 10. А вот с точки зрения читабельность - не больше 6/10 - книга не перегружена терминами, но не слабо ими нагружена. При этом, повествование в книге ведётся весьма "свободным" образом, что безусловно делает чтение более приятным, но порой затрудняет восприятие информации. Ну и многие термины типа управление в стиле "американский футбол" несколько выбивает на фоне общей формы повествования. Так же, многие модели очень интересны по задумке, но не очень интересно интерпретированы, однако это оставляет волю для фантазии.

В итоге - моя оценка 9/10, но она слегка завышена из-за исключительной уникальности тематики книги.
Tags: Книги, Менеджмент, Рецензии, Япония
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments