?

Log in

No account? Create an account
 
 
28 Июль 2009 @ 16:03
А может ли Япония конкурировать?  
Японская Экономическая Модель - переведенное название книги Майкла Портера с соавторами. Оригинальное название - "Can Japan Compete?". Т.е. когда большинство наших авторов, менеджеров и ученых пытается активно использовать японскую модель, и возносит её - запад уже давно (2000 г.) задумывается над вопросом - "А может ли Япония конкурировать"?

Авторы книги - не безызвестный Майклд Портер, а так же Хиротака Такеути и Марико Сакикабара. В списке благодарных был так же замечен Икудзиро Нонака, соавтор Хиротаки Такеути по книге "Компания - Создатель Знания". Знакомые лица ;о)

Книга рассказывает о экономической модели Японии как страны, о её ошибках, недостатках и напротив - сильных сторонах. Так же книга повествует и об особенностях японского менеджмента. Только в отличии от большинства книг на эту тему - эта книга развенчает все мифы и несуразицы по поводу "гениальности" японской экономики. И да, безусловно, Майкл Портер - это Майкл Портер, со своей "миссией" о всесилии конкуренции. Книга написана хорошо, подкреплена здравой логикой, но не стоит забывать, что "кто ищет, тот всегда найдёт", и частично по-этому Майкл Портер и нашел в результатах своих 10-летних исследованиях лишь подтверждения своей теории.

Книга рекомендуется:
- В первую очередь - тем, кому интересна экономика и система менеджмента Японии. Таким людям эта книга строго необходима.
- Многим менеджерам, далеким от Японии. Очень многие проблемы Японии у нас расцветают ещё краше.
- Японоведам и японофилам, которым не чужда экономика и государственное управление экономикой.
Но всё-таки, эта книга скорее про экономику, чем про Японию.

Цель книги - раскрыть все слабые стороны японской экономики, в частности государственного регулирования и менеджмента. Майкл Портер вместе с более чем 50 сотрудниками проводили в Японии 10-летнее исследование, посвященное разбору успехов и неудач японских компаний, и их связь с менеджментом, и особенно - государственным регулированием. Исследование проводилось в 1990-2000 годах, т.е. с начала японского кризиса, и до его завершения. Для меня книга оказалась полезной и весьма исчерпывающей, ответив на большинство вопросов, касаемо японской экономики. Далее по главам:

Глава 1. Японская модель конкурентоспособности.
Здесь авторы приводят устоявшийся взгляд на японскую модель конкурентоспособности. Портер Пишет, что кризис был не случайным, его следовало ожидать, и делает вводную по книге.

Глава 2. Вызов японской модели государственного регулирования.
Как известно, в 50-80-ых годах японское правительство активно помогало своим компаниям, причем не всем подряд, а пытаясь поднять желаемые отрасли. Государство пускало в ход такие методы как политика протекционизма, дешевые кредиты (до 0% годовых), совместные исследования, создания картелей, высокие тарифы и барьеры, а так же попытка монополизации отрасли - например сокращение отрасли машиностроения до трёх концернов. Жесткая конкуренция в Японии всячески пресекалась правительством и считалась разрушительной. Автор приводит многие книги и статьи, где писалось о том, что "Именно модель "Японского капитализма" способствовала "Японскому Экономическому Чуду" и такому огромному развитию японской промышленности".
В своем исследовании, Майкл Портер с соавторами получил результаты, что ни в одной ныне-лидирующих японских отраслях правительство не имело сильного вмешательства, не проводила политики протекционизма, практически не создавала картелей и не субсидировала. И напротив - почти все отрасли, так рьяно поддерживаемые правительством сейчас находятся в серьёзном упадке и не способны к конкуренции. Вывод Портера - "Ограничение конкуренции ослабляет компании, делает их неконкурентоспособными". Я склонен согласиться с его выводами.

Глава 3. Переосмысление японской модели менеджмента.
Портер с соавторами видят две основные проблемы японского менеджмента.
Первая - отсутствие стратегии у компаний, отсутствие позиционирования и дифференцирования. Японские компании стараются производить всё. И поэтому они не пытаются ни себя, ни свою продукцию как-либо позиционировать или отличать от конкурентов и их продукции. Единственное, в чем развиваются (и преуспели) японцы - в операционной эффективности. Но, во-первых, операционную эффективность относительно легко "догнать", а во-вторых - когда все заняты операционной эффективностью - они ничем не5 отличаются, а следовательно те кто будут делать хуже, но по-другому - имеют отличные шансы. С этим мнением и этой проблемой я полностью согласен. И. кстати, в России тоже есть такая проблема.. Правда у нас и с операционной эффективностью проблемы.
Вторая проблема - низкая прибыльность. В Японии многие компании работают с рентабельность по 2-3 процента. 10% рентабельность на капитал - практически заоблачные цифры для Японии. По мнению Портера и соавторов - это большая проблема японского менеджмента. И причиной низкой прибыли является проблема, описанная выше. Когда у всех компаний одинаковая стратегия (вернее - её отсутствие), и все имеют одинаково высокую операционную эффективность - конкуренция снисходит до ценовой политики, что ведёт к сокращению прибыли. А сокращение прибыли ведёт к снижению заинтересованности в инвестициях. Подробнее - читайте в самой книге.
И ещё одна проблема, скорее вытекающая из предыдущей - это то, что японские компании не нацелены на прибыль, а нацелены на расширение. И очень часто стараются расширятся в ущерб прибыли. И зачастую расширяются в совершенно несмежные отрасли, что приводит к снижению эффективности и ослабеванию бренда компании, да и других конкурентных преимуществ. В некоторых ситуациях это правильно, но в целом - может привести к развалу компании. Правда авторы оговариваются, что американскому систему, где все нацелены на краткосрочную прибыль перенимать не надо. Ориентация японцев на долгосрочную прибыль - очень правильная идея. Но из-за плохой стратегии, эта прибыль не велика.
Забавно, что в России тоже цель большинства предприятий (этому учат и в институтах) - капитализация, а не рентабельность. При этом, компании нацелены не на долгосрочную прибыль, а на краткосрочную. Два порока в одном ;о) Мы умеем сочетать в себе худшее с запада и худшее с востока. Осталось научиться сочетать лучшее :о)

Глава 4. Чем объясняется конкурентоспособность Японии.
Здесь Портер приводит вкратце свою модель конкуренции, описываемую в других его книгах, и проводит параллели с японскими компаниями и Японией в целом. Он объясняет, на основе своей концепции, почему одни компании терпят крах, а другие - расцветают. Почему одни компании перестали развиваться, а другие - продолжают процветать.

Глава 5. Дальнейшее развитие Японии. Повестка дня правительства.
В этой главе, авторы приводят советы для японского правительства (и они вдвойне пригодились бы нашему). О протекционизме, о инвестировании, о налоговом законодательстве, об инвестиционной политике, о финансовом учете и о многом другом. Очень полезные советы. Здоровые.

Глава 6. Трансформация японских компаний.
Аналогично предыдущей главе - советы японским компаниям о развитии и участии в международной конкуренции. Примеры успехов нетрадиционных японских компаний. И примеры успехов классических японских компаний, пересмотревших свои взгляды.

Глава 7. Может ли Япония конкурировать?
Глава выводов. Выводы - есть выводы.
В целом книга оказалась безумно полезной и интересной и очень здраво перевернуло представления о "замечательности" японского менеджмента. Моя оценка - 10/10. Эту книгу - must read всем, кому интересна японская экономика и японский менеджмент.