Соколов Игорь (rakudajin) wrote,
Соколов Игорь
rakudajin

Categories:

А может ли Япония конкурировать?

Японская Экономическая Модель - переведенное название книги Майкла Портера с соавторами. Оригинальное название - "Can Japan Compete?". Т.е. когда большинство наших авторов, менеджеров и ученых пытается активно использовать японскую модель, и возносит её - запад уже давно (2000 г.) задумывается над вопросом - "А может ли Япония конкурировать"?

Авторы книги - не безызвестный Майклд Портер, а так же Хиротака Такеути и Марико Сакикабара. В списке благодарных был так же замечен Икудзиро Нонака, соавтор Хиротаки Такеути по книге "Компания - Создатель Знания". Знакомые лица ;о)

Книга рассказывает о экономической модели Японии как страны, о её ошибках, недостатках и напротив - сильных сторонах. Так же книга повествует и об особенностях японского менеджмента. Только в отличии от большинства книг на эту тему - эта книга развенчает все мифы и несуразицы по поводу "гениальности" японской экономики. И да, безусловно, Майкл Портер - это Майкл Портер, со своей "миссией" о всесилии конкуренции. Книга написана хорошо, подкреплена здравой логикой, но не стоит забывать, что "кто ищет, тот всегда найдёт", и частично по-этому Майкл Портер и нашел в результатах своих 10-летних исследованиях лишь подтверждения своей теории.

Книга рекомендуется:
- В первую очередь - тем, кому интересна экономика и система менеджмента Японии. Таким людям эта книга строго необходима.
- Многим менеджерам, далеким от Японии. Очень многие проблемы Японии у нас расцветают ещё краше.
- Японоведам и японофилам, которым не чужда экономика и государственное управление экономикой.
Но всё-таки, эта книга скорее про экономику, чем про Японию.

Цель книги - раскрыть все слабые стороны японской экономики, в частности государственного регулирования и менеджмента. Майкл Портер вместе с более чем 50 сотрудниками проводили в Японии 10-летнее исследование, посвященное разбору успехов и неудач японских компаний, и их связь с менеджментом, и особенно - государственным регулированием. Исследование проводилось в 1990-2000 годах, т.е. с начала японского кризиса, и до его завершения. Для меня книга оказалась полезной и весьма исчерпывающей, ответив на большинство вопросов, касаемо японской экономики. Далее по главам:

Глава 1. Японская модель конкурентоспособности.
Здесь авторы приводят устоявшийся взгляд на японскую модель конкурентоспособности. Портер Пишет, что кризис был не случайным, его следовало ожидать, и делает вводную по книге.

Глава 2. Вызов японской модели государственного регулирования.
Как известно, в 50-80-ых годах японское правительство активно помогало своим компаниям, причем не всем подряд, а пытаясь поднять желаемые отрасли. Государство пускало в ход такие методы как политика протекционизма, дешевые кредиты (до 0% годовых), совместные исследования, создания картелей, высокие тарифы и барьеры, а так же попытка монополизации отрасли - например сокращение отрасли машиностроения до трёх концернов. Жесткая конкуренция в Японии всячески пресекалась правительством и считалась разрушительной. Автор приводит многие книги и статьи, где писалось о том, что "Именно модель "Японского капитализма" способствовала "Японскому Экономическому Чуду" и такому огромному развитию японской промышленности".
В своем исследовании, Майкл Портер с соавторами получил результаты, что ни в одной ныне-лидирующих японских отраслях правительство не имело сильного вмешательства, не проводила политики протекционизма, практически не создавала картелей и не субсидировала. И напротив - почти все отрасли, так рьяно поддерживаемые правительством сейчас находятся в серьёзном упадке и не способны к конкуренции. Вывод Портера - "Ограничение конкуренции ослабляет компании, делает их неконкурентоспособными". Я склонен согласиться с его выводами.

Глава 3. Переосмысление японской модели менеджмента.
Портер с соавторами видят две основные проблемы японского менеджмента.
Первая - отсутствие стратегии у компаний, отсутствие позиционирования и дифференцирования. Японские компании стараются производить всё. И поэтому они не пытаются ни себя, ни свою продукцию как-либо позиционировать или отличать от конкурентов и их продукции. Единственное, в чем развиваются (и преуспели) японцы - в операционной эффективности. Но, во-первых, операционную эффективность относительно легко "догнать", а во-вторых - когда все заняты операционной эффективностью - они ничем не5 отличаются, а следовательно те кто будут делать хуже, но по-другому - имеют отличные шансы. С этим мнением и этой проблемой я полностью согласен. И. кстати, в России тоже есть такая проблема.. Правда у нас и с операционной эффективностью проблемы.
Вторая проблема - низкая прибыльность. В Японии многие компании работают с рентабельность по 2-3 процента. 10% рентабельность на капитал - практически заоблачные цифры для Японии. По мнению Портера и соавторов - это большая проблема японского менеджмента. И причиной низкой прибыли является проблема, описанная выше. Когда у всех компаний одинаковая стратегия (вернее - её отсутствие), и все имеют одинаково высокую операционную эффективность - конкуренция снисходит до ценовой политики, что ведёт к сокращению прибыли. А сокращение прибыли ведёт к снижению заинтересованности в инвестициях. Подробнее - читайте в самой книге.
И ещё одна проблема, скорее вытекающая из предыдущей - это то, что японские компании не нацелены на прибыль, а нацелены на расширение. И очень часто стараются расширятся в ущерб прибыли. И зачастую расширяются в совершенно несмежные отрасли, что приводит к снижению эффективности и ослабеванию бренда компании, да и других конкурентных преимуществ. В некоторых ситуациях это правильно, но в целом - может привести к развалу компании. Правда авторы оговариваются, что американскому систему, где все нацелены на краткосрочную прибыль перенимать не надо. Ориентация японцев на долгосрочную прибыль - очень правильная идея. Но из-за плохой стратегии, эта прибыль не велика.
Забавно, что в России тоже цель большинства предприятий (этому учат и в институтах) - капитализация, а не рентабельность. При этом, компании нацелены не на долгосрочную прибыль, а на краткосрочную. Два порока в одном ;о) Мы умеем сочетать в себе худшее с запада и худшее с востока. Осталось научиться сочетать лучшее :о)

Глава 4. Чем объясняется конкурентоспособность Японии.
Здесь Портер приводит вкратце свою модель конкуренции, описываемую в других его книгах, и проводит параллели с японскими компаниями и Японией в целом. Он объясняет, на основе своей концепции, почему одни компании терпят крах, а другие - расцветают. Почему одни компании перестали развиваться, а другие - продолжают процветать.

Глава 5. Дальнейшее развитие Японии. Повестка дня правительства.
В этой главе, авторы приводят советы для японского правительства (и они вдвойне пригодились бы нашему). О протекционизме, о инвестировании, о налоговом законодательстве, об инвестиционной политике, о финансовом учете и о многом другом. Очень полезные советы. Здоровые.

Глава 6. Трансформация японских компаний.
Аналогично предыдущей главе - советы японским компаниям о развитии и участии в международной конкуренции. Примеры успехов нетрадиционных японских компаний. И примеры успехов классических японских компаний, пересмотревших свои взгляды.

Глава 7. Может ли Япония конкурировать?
Глава выводов. Выводы - есть выводы.
В целом книга оказалась безумно полезной и интересной и очень здраво перевернуло представления о "замечательности" японского менеджмента. Моя оценка - 10/10. Эту книгу - must read всем, кому интересна японская экономика и японский менеджмент.
Tags: Книги, Маркетинг, Менеджмент, Политика, Рецензии, Экономика, Япония
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments